beauty exists only in struggle
ЧАСТЬ IV. ПОЛИПЫ. ГРИБЫ. МИКРООРГАНИЗМЫ.
Полипы. Александр Шульгин в своем "TIHKAL"е упоминает единственного представителя беспозвоночных Paramuricea chameleon ("Gorgonian Seafan") который содержит диметилтриптамин (ДМТ). Этот красный коралл встречается в Средиземного море, на глубине 20-30 м. и достигает до 1,5 метра в диаметре. Маловероятно, чтобы кому-нибудь пришло в голову использовать его в качестве сырья для приготовления ДМТ - за уничтожение кораллов грозит немалый тюремный срок. Этим, вероятно, опечален и Шульгин, который предлагает в качестве альтернативы использовать бромпроизводные DMT, более распространенные среди других морских обитателей[1].
Gonionemus vertens
Есть все основания предполагать наличие психоактивных веществ в яде обитательницы наших северных морей - медузы-крестовичка (Gonionemus vertens). Вот как описывает Корпачев В.В в своей замечательной книге "Целебная фауна" клинику поражения:
У пораженных ею людей, кроме местной (сильно выраженной реакции), наблюдается ряд нервно-психических симптомов: страх смерти, веселость, плаксивость, депрессия, полное безразличие и автоматическая подчиняемость. Во время сна наблюдались галлюцинации, появлялось чувство изменения размеров частей тела, необычной тяжести. Действие яда напоминало эффект известных наркотиков типа ЛСД..."[2]
читать дальшеГрибы. Вот мы и подошли к самой границе между животным и растительным миром, которая заселена самыми известными галлюциногенными существами - грибами. Да-да, совершенно верно, именно грибами. Если кто-то сомневается в том, что грибы относятся к животному миру, пусть заглянет в учебник биологии за 10 класс. Грибы, содержащие псилоцибин в представлении не нуждаются, их фармакологическое действие подробно описано в специальной и художественной литературе, им посвящены сотни сайтов, о них слагают легенды, сочиняют стихи...
Но мы лучше попытаемся познакомиться с их незаслуженно забытым родственником - красным мухомором (Amanita muscaria), легендарным грибом викингов и сибирских шаманов. (Примечание: Здесь и дальше в тексте под словом мухомор подразумевается исключительно Amanita muscaria.)
История. Человечество располагает многовековым опытом употребления мухоморов, их остатки найдены в пещерах где обитали первобытные люди 60 000 лет назад. В африканских пещерах Тассили, которые были созданы 3500 лет до нашей эры, обнаружены фрески на которых изображено использование грибов в магических ритуалах.
Впервые практику употребления мухоморов шаманами Сибири описал Filip Johann von Strahlenberg’s в 1700г., который изучал быт и обычаи коряков. В те далекие времена мухоморы с ритуальной целью могли употреблять только шаманы и вожди племен. Все остальные могли довольствоваться только питьем их мочи, которая содержала галлюциногенные вещества в достаточном количестве, даже после 5-кратного пропускания через организм[3]. Даже поедание мяса северных оленей, любящих полакомиться мухоморами, вызывало психические нарушения.
Мусцимол, действующее начало мухомора, не единственное психоактивное вещество, выделяющееся из организма в неизменном виде с мочой. Тот же мескалин, до 80% от принятой дозы переходит в мочу, но вот идея ее повторного использования еще никому не приходила в голову. И это несмотря на то что мескалиновые кактусы имеют гораздо более отвратительный горький вкус, чем моча.
Crowley M. в своей книге "Когда боги пили мочу" исследовал тантристскую традицию "мухоморной уринотерапии", которая вероятна жива и по сей день[4]. Великий тибетский йог Миларепа использовал свою мочу в обряде инициации своих учеников, а у тантристов высшего посвящения существовал ритуал, при котором плодовое тело мухомора вводилось во влагалище. В подтверждение своей теории на конференции посвященной энтеогенезу (Ванкувер, 2004) он продемонстрировал собравшимся очень редкую картину, на которой изображено, как индуистский бог Ганапати, угощает свою супругу галлюциногенной мочой, просто помочившись ей в рот[5].
Crowley M. является продолжателем идей легендарного этномиколога Wasson R.G., который для грибного сообщества является такой же культовой фигурой, как и Shulgin A. для приверженцев эмпатогенов. Wasson R.G. считал мухомор легендарным наркотическим напитком "Сомой", который воспет в 120 гимнах РигВеды, самого древнего индоевропейского религиозного произведения. Единственное, что точно известно о Соме, что это выжатый сок какого-то растения. Вот как описывается действие Сомы в РигВеде:
"Больной пьет ее на восходе солнца как лекарство: ее прием укрепляет члены, сохраняет ноги от перелома, отвращает всяческую болезнь и продлевает жизнь. Тогда нужда и забота пропадают, мучительное желание изгоняется и бежит прочь, когда смертным овладевает вдохновение; бедняк, опьяненный сомой, чувствует себя богатым; глоток ее побуждает певца возвысить голос и вдохновляет его на песнь; поэту дает силу сверхъестественную, так что он чувствует себя бессмертным".
В 1971г. Wasson R.G. опубликовал книгу "Сома: божественный гриб бессмертия”, в которой приводит богатый этнографический материал в подтверждение своей точки зрения. Однако очень много исследователей не согласны с этими выводами. Сома - этот божественный напиток, должен был обладать действительно невиданной галлюциногенной активностью и вызывать экстатические переживания, что совершенно не характерно для психотомиметического действия мухомора. Да и самому Wasson R.G не удалось экспериментально подтвердить свою правоту - несколько попыток испытать на себе мистический мухоморный экстаз заканчивались только тошнотой, рвотой и полубессознательным состоянием.
Существует мнение, что мусцимол повышает выносливость и физическую силу, за это качество его особенно ценили викинги. Согласно летописям, впавший в буйство берсерк был способен в одиночку справиться с 20 пешими, или 10 конными воинами, или 3 лучниками. Когда действие мухомора проходило, берсерк впадал в тяжелую депрессию. Из-за этого их сторонились и боялись, больше чем прокаженных. Часто берсерки становились изгоями, им приходилось уходить в горы и жить в пещерах. Практика приема мухомора перед битвой стала настолько популярной, что опасаясь за психическое здоровье воинов, в XI веке было законодательно запрещено употребление этих грибов.
На просторах СНГ мухоморами заинтересовались после выхода книги В. Пелевина "Поколение П". Сам автор бестселлера знаком с грибами не понаслышке, и не хуже берсерка объедался ими до такой степени, что даже бросался кусаться на собак[6].
Действие мухомора на человека замечательно описано в работах как наших, так и зарубежных этнографов, но все они акцентируют свое внимание только на магической стороне ритуала, часто возводя обычный ядовитый гриб в разряд божества, или, по меньшей мере, проводника открывающего дверь между мирами.Поэтому особенно интересной кажется точка зрения Шаповалова А. В., которые дает вполне рациональное объяснение практики приема мухоморов - банальное желание испытать наркотическое опьянение, стимуляцию и эйфорию, характерные для мухоморной интоксикации. Это подтверждают случаи мухоморной наркомании, когда в состоянии ломкилюди пили свою мочу или даже мочу оленей, которые перед этим питались мухоморами. Злоупотребление грибами было больше распространено на северо-востоке Сибири, в то время как в Западной Сибири мухомор оставался магическим инструментом исключительно шаманов и врачевателей[7].
Химия. Химический состав мухомора был расшифрован только в 1967г. Основными психоактивными веществами красного мухомора (Amanita muscaria) оказались изоксазоловые алкалоиды мусцимол и иботеновая кислота, а не как считалось раньше, мускарин. Вскоре был синтезирован серосодержащий аналог мусцимола - тиомусимол, проявляющий психотомиметическое действие в дозе всего 0,5 мг!
мусцимол тиомусцимол иботеновая кислота
Применение. Обычно мухоморы употребляют в сушенном виде, как уже говорилось, при сушке большая часть иботеновой кислоты переходит в более активный мусцимол. Реже используется настойка или отвар сушенных мухоморов, жареные мухоморы, сок полученный при поджаривании грибов, курение сушеной кутикулы. И совсем редко нюхательный порошок из кутикулы, высушенный экстракт мухомора, клизмы из экстракта.
Употребление свежих грибов настоятельно не рекомендуется, но в последние годы набирает популярность новый способ употребления мухоморов, когда мякоть гриба принимается в небольших количествах, 1-2 столовые ложки, ежедневно или даже несколько раз в день. Энтузиасты этого кулинарного метода считают, что при таком приеме наиболее ярко проявляется энтеогенный и стимулирующий эффект этого удивительного гриба. По их мнению, съеденный за завтраком мухомор делает человека веселым и энергичным, съеденный на ужин, под хорошее вино - делает человека умиротворенным, общительным и расслабленным. Считается, что мухомор помогает бороться с зимней депрессией и помогает легче переносить холод[8].
Иботеновая кислота, как вкусовая приправа, в 20 раз превосходит глутамат натрия. Благодаря ей свежий красный мухомор имеет довольно приятный вкус и его иногда добавляют в салаты, соусы, мясные блюда. Вообще, мухомор, можно безбоязненно употреблять в пищу, предварительно очистив его от кутикулы (тонкой кожицы покрывающей шляпку), и хорошо отварить, несколько раз меняя воду. Сушка, наоборот полностью лишает гриб кулинарных свойств, придавая ему неприятный металлический привкус. При сушке малоактивная иботеновая кислота превращается в гораздо более сильный мусцимол.
Содержание психоактивных веществ в мухоморе изменяется в течении года, поэтому 1-2 гриба собранные в августе оказывают такой же эффект, как и 4-5 собранные в середине сентября. Время сбора грибов влияет и на клиническую картину отравления, августовские мухоморы способствуют самоанализу и "визионерскому" опыту, а сентябрьские оказывают преимущественно наркотическое действие. Считается, что для магических целей больше подходят старые экземпляры, а для повышения выносливости следует употреблять молодые, еще полностью не раскрывшиеся, шляпки грибов.
Иногда в грибе мусцимола не оказывается совсем, а вот парасимпатического яда мускарина, наоборот много. Тогда в клинике отравления на первое место выходит мускариновый синдром - тошота, рвота, боли в животе, потливость, слюно- и слезотечение. Для лечения отравления мускарином применяют М- холиноблокатор атропин, являющийся его антагонистом. Так как последствия приема мухомора абсолютно непредсказуемы, то родилась легенда о том, что некоторых избранных гриб любит и дарит им незабываемый трансцендентальный опыт, а отвергнутые грибом потом долго страдают от жестоких болей в животе и рвоты.
Клиника отравления. При приеме внутрь, LD50 мусцимола для крыс - 45 мг/кг, для мышей - 22 мг/кг. Введение собакам мусцимола в дозе 20мг/кг в течении нескольких дней не приводило к смертельному исходу. Если экстраполировать эти данные на человека, то выходит, что смертельная доза мусцимола составляет 1,5- 3г[9].
Мусцимол в ЦНС связывается с рецепторами гамма-аминомасляной кислоты (GABA) и поэтому относится к классу GABAA-агонистов. Нейрофармакологический механизм действия мусцимола изучен достаточно подробно, но совершенно не объясняет его психотомиметических свойств.
Отравление мухомором описано в литературе достаточно подробно, но известно всего две работы, в которых описывается действие изоксазоловых алкалоидов мухомора на человека.
В первом случае, прием 75мг иботеновой кислоты или 7,5 мг мусцимола приводил к замедлению движений, атаксии, усталости, нарушению артикуляции, непроизвольным сокращениям мышц конечностей, сонливости. Галлюцинаций не было. Частота пульса и артериальное давление не изменялись[10]. Во втором случае психотомиметическое действие проявилось после приема 10-15мг мусцимола или 50-100мг иботеновой кислоты. Эффект развивается постепенно, в течении 1-3 часов и продолжается, в среднем, 6-8 часов.
В. Г. Богораз подробно описал три стадии опьянения мухомором у чукчей, которые могли наступать по отдельности или последовательно в течение одного приема.
На первой стадии (характерной для молодых) наступает приятное возбуждение, беспричинная шумная веселость, развивается ловкость и физическая сила. На второй стадии (часто у стариков) появляются галлюциногенные реакции, люди слышат голоса, видят духов, вся окружающая реальность для них приобретает иное измерение, предметы кажутся непомерно большими, но они все еще осознают себя и нормально реагируют на привычные бытовые явления, могут осмысленно отвечать на вопросы. Третья стадия - самая тяжелая - человек входит в состояние измененного сознания, он полностью теряет связь с окружающей реальностью, находится в иллюзорном мире духов и под властью их, но он долгое время активен, передвигается и говорит, после чего наступает тяжелый наркотических сон.
"Мухоморами упиваются и многие другие сибирские народы, а особливо, живущие около Нарыма остяки. Когда кто съест за одним разом свежий мухомор, или выпьет увар, с трех оных, высушенных, то после сего приему, становится сперва говорлив, а потом делается, из подоволи, так резов, что поет, скачет, восклицает, слагает любовныя, охотничья и богатырския песни, показывает необыкновенную силу и проч., а после ничего не помнит. Проводя в таком состоянии от 12 до 16 часов, на последок засыпает; а как проснется, то от сильного напряжения сил, походит на прибитого, но в голове не чувствует такой тягости, когда вином напивается, а и после не бывает ему от того ни какого вреда" Георги И.И., (1799)[7].
Наиболее подробно мухоморная интоксикация описана итальянскими экспериментаторами Festi F. и Bianchi A. Они также выделяют в действии мухомора три стадии. На первой преобладают атаксия, тошнота и, редко, рвота, на второй - собственно, психотомиметическое действие и на третьей - галлюцинации.
Наибольший интерес представляет вторая стадия, когда яркие, красочные сны сочетаются с одновременным очень ясным осознанием всего окружающего. Люди могут впоследствии очень подробно описать каждый звук или действие, возникавшие во время эксперимента и в то же время они ощущали себя спящими. На этой стадии многие испытуемые переживают удивительный контакт с кем-то внутри себя. Если обратиться к этому "некто" с вопросом, то можно получить очень полезный совет. Беседа с внутренним голосом помогает человеку разобраться в себе, понять свое место в жизни. Осознание полученное в этом "безмолвном" разговоре с самим собой сохраняется надолго. Этот вид "внутреннего диалога" является специфическим для психотомиметического действия Amanita muscaria.
Третья стадия - галлюцинаторная. Многие из испытуемых сообщили, что стоило им о чем-нибудь подумать, как их мысли немедленно превращались в образы. Для этой стадии также характерны нарушения "схемы тела", нарушение моторной координации, головокружение, дезориентация.
В ходе экспериментов не было зарегистрировано раздражения, гнева, чувства вины или каких-либо других негативных эмоций. Также не было отмечено эйфории, сексуальной стимуляции и т.п. Большинство людей чувствовало полную отрешенность от происходящего с ними. Память не страдала. Люди которых интересовал визионерский опыт, в конце концов его и получили, а вот те кто ожидал от мусцимола увлекательного трипа, были разочарованы[12].
Заканчивая рассказ о мухоморах, хотелось бы напомнить, что съедобны все грибы, но некоторые - только один раз. Близкие родственники красного мухомора - пантерный, порфировый, белый и вонючий мухоморы, смертельно ядовиты и очень похожи на красный мухомор. И не всегда мухоморная интоксикация протекает так гладко, как в опытах итальянцев...
"Служивому Василию Пашкову, который часто в Верхнем Камчатском и в Большерецком на заказе бывал, велел мухомор у себя яйца раздавить, который, послушав его дни в три и умер. Обретающемуся при мне толмачю Михайлу Лепехину, которого не в знатье мухомором поили, велел он брюхо у себя перерезать…" (Крашенинников, 1949, с. 694 -695).
МАЛОИЗУЧЕННЫЕ ПСИХОАКТИВНЫЕ ГРИБЫ
Lycoperdon mixtecorum - гриб-дождевик произрастающий в высокогорных районах Южной Оахаки (Мексика). Изучением психоактивных свойств этого гриба занималась группа ученных в которую входил известный этномиколог Wasson R.G. Им удалось выяснить, что местные индейцы используют две разновидности дождевиков, одну они называют "gi' i wa", что в переводе означает "гриб первого качества".
Lycoperdon mixtecorum
Психотомиметическое вещество содержащее в этом грибе относится к так называемым "слуховым галлюциногенам". Через полчаса после употребления одного-двух экземпляров человек начинал слышать голоса, с которыми можно было даже затеять беседу, в том смысле, что невидимый голос мог ответить на поставленный вопрос. Окружающие звуки также искажались и сопровождались эхом. Другая разновидность "gi' i sawa", или "гриб второго качества" менее популярен, его активность ниже и к тому же он имеет сильный запах экскрементов.
Один из более поздних исследователей Jonathon Ott в своей книге "Pharmacotheon" посвященной психоактивным растениям, ставит под сомнение наличие в этих грибах каких-либо активных субстанций, но упоминает, что местные колдуны употребляют этот гриб, когда хотят незаметно подкрасться к своей жертве.
Poliporus squamosus довольно распространенный гриб, у нас его можно встретить, например, в Краснодарском крае. В последние годы он очень активно изучается в Болгарии, где на его основе разработаны лекарственные препараты "Мицелон" и "Биоторин", стимулирующие защитные средства организма при токсических и радиационных поражениях. Во ВНИИ синтеза белка из мицелия гриба Poliporus squamosus выделены пептидные соединения с молекулярной массой в пределах 5000 - 6000 Да. Установленный шифр группы изучаемых соединений PoSq.
Poliporus squamosus
При внутрибрюшинном введении котам PoSq соединений в дозе 50 мкг/кг установлено, что их действие сопровождается появлением у животных уже через 15-20 минут после инъекции, значительной заторможенности, снижением двигательной активности и инициативы. Как правило, животное принимает своеобразную позу - надолго замирает сидя, плотно прижавшись к полу. Они остаются совершенно безразличными при приближении экспериментатора или предъявлении живых или неодушевлённых стимулирующих объектов. Наиболее ярким проявлением психотропной активности PoSq является их способность полностью блокировать реакции охоты у котов. Максимальный эффект при введении исследуемых PoSq соединений на 30-40 мин, но нарушения в поведении животных сохраняются в течение 1-1,5 часов[15].
Психоз долины реки Кума. В 1959г. австралийский антрополог Marie Reay заинтересовалась случаями странного психоза у аборигенов Новой Гвинеи вызванного употреблением в пищу грибов. Клиника отравления включала: возбуждение, тремор конечностей, афазию, делирий, истерические реакции агрессивного характера у мужчин и сексуального у женщин. Описанные симптомы возникали после поедания грибов, которые они называли nonda. Hofmann A. обнаружил в грибах следы трех веществ индольной природы, однако уже известных псилоцибина или буфотенина среди них не оказалось. - мусцимол.
Полипы. Александр Шульгин в своем "TIHKAL"е упоминает единственного представителя беспозвоночных Paramuricea chameleon ("Gorgonian Seafan") который содержит диметилтриптамин (ДМТ). Этот красный коралл встречается в Средиземного море, на глубине 20-30 м. и достигает до 1,5 метра в диаметре. Маловероятно, чтобы кому-нибудь пришло в голову использовать его в качестве сырья для приготовления ДМТ - за уничтожение кораллов грозит немалый тюремный срок. Этим, вероятно, опечален и Шульгин, который предлагает в качестве альтернативы использовать бромпроизводные DMT, более распространенные среди других морских обитателей[1].
Gonionemus vertens
Есть все основания предполагать наличие психоактивных веществ в яде обитательницы наших северных морей - медузы-крестовичка (Gonionemus vertens). Вот как описывает Корпачев В.В в своей замечательной книге "Целебная фауна" клинику поражения:
У пораженных ею людей, кроме местной (сильно выраженной реакции), наблюдается ряд нервно-психических симптомов: страх смерти, веселость, плаксивость, депрессия, полное безразличие и автоматическая подчиняемость. Во время сна наблюдались галлюцинации, появлялось чувство изменения размеров частей тела, необычной тяжести. Действие яда напоминало эффект известных наркотиков типа ЛСД..."[2]
читать дальшеГрибы. Вот мы и подошли к самой границе между животным и растительным миром, которая заселена самыми известными галлюциногенными существами - грибами. Да-да, совершенно верно, именно грибами. Если кто-то сомневается в том, что грибы относятся к животному миру, пусть заглянет в учебник биологии за 10 класс. Грибы, содержащие псилоцибин в представлении не нуждаются, их фармакологическое действие подробно описано в специальной и художественной литературе, им посвящены сотни сайтов, о них слагают легенды, сочиняют стихи...
Но мы лучше попытаемся познакомиться с их незаслуженно забытым родственником - красным мухомором (Amanita muscaria), легендарным грибом викингов и сибирских шаманов. (Примечание: Здесь и дальше в тексте под словом мухомор подразумевается исключительно Amanita muscaria.)
История. Человечество располагает многовековым опытом употребления мухоморов, их остатки найдены в пещерах где обитали первобытные люди 60 000 лет назад. В африканских пещерах Тассили, которые были созданы 3500 лет до нашей эры, обнаружены фрески на которых изображено использование грибов в магических ритуалах.
Впервые практику употребления мухоморов шаманами Сибири описал Filip Johann von Strahlenberg’s в 1700г., который изучал быт и обычаи коряков. В те далекие времена мухоморы с ритуальной целью могли употреблять только шаманы и вожди племен. Все остальные могли довольствоваться только питьем их мочи, которая содержала галлюциногенные вещества в достаточном количестве, даже после 5-кратного пропускания через организм[3]. Даже поедание мяса северных оленей, любящих полакомиться мухоморами, вызывало психические нарушения.
Мусцимол, действующее начало мухомора, не единственное психоактивное вещество, выделяющееся из организма в неизменном виде с мочой. Тот же мескалин, до 80% от принятой дозы переходит в мочу, но вот идея ее повторного использования еще никому не приходила в голову. И это несмотря на то что мескалиновые кактусы имеют гораздо более отвратительный горький вкус, чем моча.
Crowley M. в своей книге "Когда боги пили мочу" исследовал тантристскую традицию "мухоморной уринотерапии", которая вероятна жива и по сей день[4]. Великий тибетский йог Миларепа использовал свою мочу в обряде инициации своих учеников, а у тантристов высшего посвящения существовал ритуал, при котором плодовое тело мухомора вводилось во влагалище. В подтверждение своей теории на конференции посвященной энтеогенезу (Ванкувер, 2004) он продемонстрировал собравшимся очень редкую картину, на которой изображено, как индуистский бог Ганапати, угощает свою супругу галлюциногенной мочой, просто помочившись ей в рот[5].
Crowley M. является продолжателем идей легендарного этномиколога Wasson R.G., который для грибного сообщества является такой же культовой фигурой, как и Shulgin A. для приверженцев эмпатогенов. Wasson R.G. считал мухомор легендарным наркотическим напитком "Сомой", который воспет в 120 гимнах РигВеды, самого древнего индоевропейского религиозного произведения. Единственное, что точно известно о Соме, что это выжатый сок какого-то растения. Вот как описывается действие Сомы в РигВеде:
"Больной пьет ее на восходе солнца как лекарство: ее прием укрепляет члены, сохраняет ноги от перелома, отвращает всяческую болезнь и продлевает жизнь. Тогда нужда и забота пропадают, мучительное желание изгоняется и бежит прочь, когда смертным овладевает вдохновение; бедняк, опьяненный сомой, чувствует себя богатым; глоток ее побуждает певца возвысить голос и вдохновляет его на песнь; поэту дает силу сверхъестественную, так что он чувствует себя бессмертным".
В 1971г. Wasson R.G. опубликовал книгу "Сома: божественный гриб бессмертия”, в которой приводит богатый этнографический материал в подтверждение своей точки зрения. Однако очень много исследователей не согласны с этими выводами. Сома - этот божественный напиток, должен был обладать действительно невиданной галлюциногенной активностью и вызывать экстатические переживания, что совершенно не характерно для психотомиметического действия мухомора. Да и самому Wasson R.G не удалось экспериментально подтвердить свою правоту - несколько попыток испытать на себе мистический мухоморный экстаз заканчивались только тошнотой, рвотой и полубессознательным состоянием.
Существует мнение, что мусцимол повышает выносливость и физическую силу, за это качество его особенно ценили викинги. Согласно летописям, впавший в буйство берсерк был способен в одиночку справиться с 20 пешими, или 10 конными воинами, или 3 лучниками. Когда действие мухомора проходило, берсерк впадал в тяжелую депрессию. Из-за этого их сторонились и боялись, больше чем прокаженных. Часто берсерки становились изгоями, им приходилось уходить в горы и жить в пещерах. Практика приема мухомора перед битвой стала настолько популярной, что опасаясь за психическое здоровье воинов, в XI веке было законодательно запрещено употребление этих грибов.
На просторах СНГ мухоморами заинтересовались после выхода книги В. Пелевина "Поколение П". Сам автор бестселлера знаком с грибами не понаслышке, и не хуже берсерка объедался ими до такой степени, что даже бросался кусаться на собак[6].
Действие мухомора на человека замечательно описано в работах как наших, так и зарубежных этнографов, но все они акцентируют свое внимание только на магической стороне ритуала, часто возводя обычный ядовитый гриб в разряд божества, или, по меньшей мере, проводника открывающего дверь между мирами.Поэтому особенно интересной кажется точка зрения Шаповалова А. В., которые дает вполне рациональное объяснение практики приема мухоморов - банальное желание испытать наркотическое опьянение, стимуляцию и эйфорию, характерные для мухоморной интоксикации. Это подтверждают случаи мухоморной наркомании, когда в состоянии ломкилюди пили свою мочу или даже мочу оленей, которые перед этим питались мухоморами. Злоупотребление грибами было больше распространено на северо-востоке Сибири, в то время как в Западной Сибири мухомор оставался магическим инструментом исключительно шаманов и врачевателей[7].
Химия. Химический состав мухомора был расшифрован только в 1967г. Основными психоактивными веществами красного мухомора (Amanita muscaria) оказались изоксазоловые алкалоиды мусцимол и иботеновая кислота, а не как считалось раньше, мускарин. Вскоре был синтезирован серосодержащий аналог мусцимола - тиомусимол, проявляющий психотомиметическое действие в дозе всего 0,5 мг!
мусцимол тиомусцимол иботеновая кислота
Применение. Обычно мухоморы употребляют в сушенном виде, как уже говорилось, при сушке большая часть иботеновой кислоты переходит в более активный мусцимол. Реже используется настойка или отвар сушенных мухоморов, жареные мухоморы, сок полученный при поджаривании грибов, курение сушеной кутикулы. И совсем редко нюхательный порошок из кутикулы, высушенный экстракт мухомора, клизмы из экстракта.
Употребление свежих грибов настоятельно не рекомендуется, но в последние годы набирает популярность новый способ употребления мухоморов, когда мякоть гриба принимается в небольших количествах, 1-2 столовые ложки, ежедневно или даже несколько раз в день. Энтузиасты этого кулинарного метода считают, что при таком приеме наиболее ярко проявляется энтеогенный и стимулирующий эффект этого удивительного гриба. По их мнению, съеденный за завтраком мухомор делает человека веселым и энергичным, съеденный на ужин, под хорошее вино - делает человека умиротворенным, общительным и расслабленным. Считается, что мухомор помогает бороться с зимней депрессией и помогает легче переносить холод[8].
Иботеновая кислота, как вкусовая приправа, в 20 раз превосходит глутамат натрия. Благодаря ей свежий красный мухомор имеет довольно приятный вкус и его иногда добавляют в салаты, соусы, мясные блюда. Вообще, мухомор, можно безбоязненно употреблять в пищу, предварительно очистив его от кутикулы (тонкой кожицы покрывающей шляпку), и хорошо отварить, несколько раз меняя воду. Сушка, наоборот полностью лишает гриб кулинарных свойств, придавая ему неприятный металлический привкус. При сушке малоактивная иботеновая кислота превращается в гораздо более сильный мусцимол.
Содержание психоактивных веществ в мухоморе изменяется в течении года, поэтому 1-2 гриба собранные в августе оказывают такой же эффект, как и 4-5 собранные в середине сентября. Время сбора грибов влияет и на клиническую картину отравления, августовские мухоморы способствуют самоанализу и "визионерскому" опыту, а сентябрьские оказывают преимущественно наркотическое действие. Считается, что для магических целей больше подходят старые экземпляры, а для повышения выносливости следует употреблять молодые, еще полностью не раскрывшиеся, шляпки грибов.
Иногда в грибе мусцимола не оказывается совсем, а вот парасимпатического яда мускарина, наоборот много. Тогда в клинике отравления на первое место выходит мускариновый синдром - тошота, рвота, боли в животе, потливость, слюно- и слезотечение. Для лечения отравления мускарином применяют М- холиноблокатор атропин, являющийся его антагонистом. Так как последствия приема мухомора абсолютно непредсказуемы, то родилась легенда о том, что некоторых избранных гриб любит и дарит им незабываемый трансцендентальный опыт, а отвергнутые грибом потом долго страдают от жестоких болей в животе и рвоты.
Клиника отравления. При приеме внутрь, LD50 мусцимола для крыс - 45 мг/кг, для мышей - 22 мг/кг. Введение собакам мусцимола в дозе 20мг/кг в течении нескольких дней не приводило к смертельному исходу. Если экстраполировать эти данные на человека, то выходит, что смертельная доза мусцимола составляет 1,5- 3г[9].
Мусцимол в ЦНС связывается с рецепторами гамма-аминомасляной кислоты (GABA) и поэтому относится к классу GABAA-агонистов. Нейрофармакологический механизм действия мусцимола изучен достаточно подробно, но совершенно не объясняет его психотомиметических свойств.
Отравление мухомором описано в литературе достаточно подробно, но известно всего две работы, в которых описывается действие изоксазоловых алкалоидов мухомора на человека.
В первом случае, прием 75мг иботеновой кислоты или 7,5 мг мусцимола приводил к замедлению движений, атаксии, усталости, нарушению артикуляции, непроизвольным сокращениям мышц конечностей, сонливости. Галлюцинаций не было. Частота пульса и артериальное давление не изменялись[10]. Во втором случае психотомиметическое действие проявилось после приема 10-15мг мусцимола или 50-100мг иботеновой кислоты. Эффект развивается постепенно, в течении 1-3 часов и продолжается, в среднем, 6-8 часов.
В. Г. Богораз подробно описал три стадии опьянения мухомором у чукчей, которые могли наступать по отдельности или последовательно в течение одного приема.
На первой стадии (характерной для молодых) наступает приятное возбуждение, беспричинная шумная веселость, развивается ловкость и физическая сила. На второй стадии (часто у стариков) появляются галлюциногенные реакции, люди слышат голоса, видят духов, вся окружающая реальность для них приобретает иное измерение, предметы кажутся непомерно большими, но они все еще осознают себя и нормально реагируют на привычные бытовые явления, могут осмысленно отвечать на вопросы. Третья стадия - самая тяжелая - человек входит в состояние измененного сознания, он полностью теряет связь с окружающей реальностью, находится в иллюзорном мире духов и под властью их, но он долгое время активен, передвигается и говорит, после чего наступает тяжелый наркотических сон.
"Мухоморами упиваются и многие другие сибирские народы, а особливо, живущие около Нарыма остяки. Когда кто съест за одним разом свежий мухомор, или выпьет увар, с трех оных, высушенных, то после сего приему, становится сперва говорлив, а потом делается, из подоволи, так резов, что поет, скачет, восклицает, слагает любовныя, охотничья и богатырския песни, показывает необыкновенную силу и проч., а после ничего не помнит. Проводя в таком состоянии от 12 до 16 часов, на последок засыпает; а как проснется, то от сильного напряжения сил, походит на прибитого, но в голове не чувствует такой тягости, когда вином напивается, а и после не бывает ему от того ни какого вреда" Георги И.И., (1799)[7].
Наиболее подробно мухоморная интоксикация описана итальянскими экспериментаторами Festi F. и Bianchi A. Они также выделяют в действии мухомора три стадии. На первой преобладают атаксия, тошнота и, редко, рвота, на второй - собственно, психотомиметическое действие и на третьей - галлюцинации.
Наибольший интерес представляет вторая стадия, когда яркие, красочные сны сочетаются с одновременным очень ясным осознанием всего окружающего. Люди могут впоследствии очень подробно описать каждый звук или действие, возникавшие во время эксперимента и в то же время они ощущали себя спящими. На этой стадии многие испытуемые переживают удивительный контакт с кем-то внутри себя. Если обратиться к этому "некто" с вопросом, то можно получить очень полезный совет. Беседа с внутренним голосом помогает человеку разобраться в себе, понять свое место в жизни. Осознание полученное в этом "безмолвном" разговоре с самим собой сохраняется надолго. Этот вид "внутреннего диалога" является специфическим для психотомиметического действия Amanita muscaria.
Третья стадия - галлюцинаторная. Многие из испытуемых сообщили, что стоило им о чем-нибудь подумать, как их мысли немедленно превращались в образы. Для этой стадии также характерны нарушения "схемы тела", нарушение моторной координации, головокружение, дезориентация.
В ходе экспериментов не было зарегистрировано раздражения, гнева, чувства вины или каких-либо других негативных эмоций. Также не было отмечено эйфории, сексуальной стимуляции и т.п. Большинство людей чувствовало полную отрешенность от происходящего с ними. Память не страдала. Люди которых интересовал визионерский опыт, в конце концов его и получили, а вот те кто ожидал от мусцимола увлекательного трипа, были разочарованы[12].
Заканчивая рассказ о мухоморах, хотелось бы напомнить, что съедобны все грибы, но некоторые - только один раз. Близкие родственники красного мухомора - пантерный, порфировый, белый и вонючий мухоморы, смертельно ядовиты и очень похожи на красный мухомор. И не всегда мухоморная интоксикация протекает так гладко, как в опытах итальянцев...
"Служивому Василию Пашкову, который часто в Верхнем Камчатском и в Большерецком на заказе бывал, велел мухомор у себя яйца раздавить, который, послушав его дни в три и умер. Обретающемуся при мне толмачю Михайлу Лепехину, которого не в знатье мухомором поили, велел он брюхо у себя перерезать…" (Крашенинников, 1949, с. 694 -695).
МАЛОИЗУЧЕННЫЕ ПСИХОАКТИВНЫЕ ГРИБЫ
Lycoperdon mixtecorum - гриб-дождевик произрастающий в высокогорных районах Южной Оахаки (Мексика). Изучением психоактивных свойств этого гриба занималась группа ученных в которую входил известный этномиколог Wasson R.G. Им удалось выяснить, что местные индейцы используют две разновидности дождевиков, одну они называют "gi' i wa", что в переводе означает "гриб первого качества".
Lycoperdon mixtecorum
Психотомиметическое вещество содержащее в этом грибе относится к так называемым "слуховым галлюциногенам". Через полчаса после употребления одного-двух экземпляров человек начинал слышать голоса, с которыми можно было даже затеять беседу, в том смысле, что невидимый голос мог ответить на поставленный вопрос. Окружающие звуки также искажались и сопровождались эхом. Другая разновидность "gi' i sawa", или "гриб второго качества" менее популярен, его активность ниже и к тому же он имеет сильный запах экскрементов.
Один из более поздних исследователей Jonathon Ott в своей книге "Pharmacotheon" посвященной психоактивным растениям, ставит под сомнение наличие в этих грибах каких-либо активных субстанций, но упоминает, что местные колдуны употребляют этот гриб, когда хотят незаметно подкрасться к своей жертве.
Poliporus squamosus довольно распространенный гриб, у нас его можно встретить, например, в Краснодарском крае. В последние годы он очень активно изучается в Болгарии, где на его основе разработаны лекарственные препараты "Мицелон" и "Биоторин", стимулирующие защитные средства организма при токсических и радиационных поражениях. Во ВНИИ синтеза белка из мицелия гриба Poliporus squamosus выделены пептидные соединения с молекулярной массой в пределах 5000 - 6000 Да. Установленный шифр группы изучаемых соединений PoSq.
Poliporus squamosus
При внутрибрюшинном введении котам PoSq соединений в дозе 50 мкг/кг установлено, что их действие сопровождается появлением у животных уже через 15-20 минут после инъекции, значительной заторможенности, снижением двигательной активности и инициативы. Как правило, животное принимает своеобразную позу - надолго замирает сидя, плотно прижавшись к полу. Они остаются совершенно безразличными при приближении экспериментатора или предъявлении живых или неодушевлённых стимулирующих объектов. Наиболее ярким проявлением психотропной активности PoSq является их способность полностью блокировать реакции охоты у котов. Максимальный эффект при введении исследуемых PoSq соединений на 30-40 мин, но нарушения в поведении животных сохраняются в течение 1-1,5 часов[15].
Психоз долины реки Кума. В 1959г. австралийский антрополог Marie Reay заинтересовалась случаями странного психоза у аборигенов Новой Гвинеи вызванного употреблением в пищу грибов. Клиника отравления включала: возбуждение, тремор конечностей, афазию, делирий, истерические реакции агрессивного характера у мужчин и сексуального у женщин. Описанные симптомы возникали после поедания грибов, которые они называли nonda. Hofmann A. обнаружил в грибах следы трех веществ индольной природы, однако уже известных псилоцибина или буфотенина среди них не оказалось. - мусцимол.
@темы: не мое, збс, примечание автора